Сотрудниками ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России разработаны и утверждены новые мастер-классы (4-12 часов) и циклы повышения квалификации (18-36 часов) с использованием дистанционных образовательных технологий по темам, связанным с вопросами оказания медико-психологической помощи лицам, перенесшим тяжелый стресс. В программах и мастер-классах представлены техники и технологии для краткосрочной диагностики и терапии расстройств, выявляемых лицами, пережившими тяжелый стресс и членов их семей. Терапия представлена психотерапией и немедикаментозными методами воздействия. Каждый образовательный блок предполагают не только теоретическую, но и значительную практическую часть (демонстрацию психотерапевтических техник и сеансов).
Мастер-классы и образовательные программы предназначены для медицинских психологов, врачей-психиатров, психотерапевтов, наркологов, специалистов по социальной работе.
Циклы будут зарегистрированы на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России по специальностям: «Психиатрия» и «Психотерапия».
По окончанию мастер-класса выдается сертификат, цикла повышения квалификации – удостоверение о повышении квалификации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Название |
Краткая аннотация |
Часы |
Стоимость |
ДИАГНОСТИКА |
||||
1 | Клинико-психологическая диагностика у лиц, перенесших тяжелый стресс и членов их семей | Программа обучения краткосрочным методам установления продуктивного контакта с пациентом (вербальный и невербальный). В программе описаны правила опроса, направленного на диагностику мотивации, внутренней картины болезни, межличностных и внутриличностных конфликтов; даны основы мотивационного тренинга. Отдельное внимание уделено диагностике суицидального поведения как на этапе первичного консультирования, так и на этапах стационарного и амбулаторного сопровождения | 18 | 8000 |
2 | Скрининг и мотивационное консультирование лиц, перенесших стресс, в рамках оказания им всех видов наркологической помощи | В программе описаны основные клинические проявления наркологических расстройств. Приводится информация о методиках выявления расстройств, связанных с употреблением ПАВ. Предложены варианты краткосрочной психотерапии (в частности, проведения мотивационного интервью) | 24 | 1000 |
3 | Мотивационное консультирование лиц, перенесших стресс, в рамках оказания им всех видов наркологической помощи | В программе представлены технологии мотивационного консультирования, основанные на транстеоретической концепции. Технологии направлены на формирование установки на отказ от употребления ПАВ на различных этапах оказания помощи | 18 | 8000 |
4 | Выявление суицидального поведения на этапе первичного консультирования | В программе представлен алгоритм выявления суицидального поведения на этапе первичного консультирования. Даны основы организации психиатрической помощи суициденту и его близким в остром периоде. Сделан акцент на работе с семьей | 16 | 10000 |
ПСИХОТЕРАПИЯ И ДРУГИЕ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ |
||||
4 | Применение немедикаментозных методов терапии у лиц, 6переживших тяжелый стресс | В программе представлены теоретические и практические основы БОС-терапии (биологическая обратная связь) лицам, пережившим тяжелый стресс. Даны показания и виды БОС-терапии. Описан алгоритм проведения тренинга. Проводится практическое занятие | 20 | 9000 |
5 | Техники краткосрочной психотерапии лиц, переживших тяжелый стресс и членов их семей | Комплексная программа, включающая описание и демонстрацию техник краткосрочной психотерапии при работе с пациентами, пережившими тяжелый стресс и членов их семей. Используется интегративный подход для снижения уровня стресса: включены техники когнитивно-поведенческой терапии; техники осознанности; суггестивной (эриксоновская терапия). Представлены практические рекомендации для работы с пациентами, страдающих психосоматическими заболеваниями (в том числе с применение гештальт-терапии) | 24 | 10000 |
6 | Восстановление когнитивных функций у лиц с травмой головного мозга | В программе даны теоретические и методологические основы нейропсихологической реабилитации. Описан постконтузионный синдром и пути восстановления высших психических функций. Рекомендованы методы диагностики, профилактики и восстановления когнитивных нарушений | 18 | 8000 |
7 | Навыки саморегуляции и аутосуггестии в совладении с негативными переживаниями | В программе представлены теоретические и практические основы практики саморегуляции. Демонстрируются вводные и глубокие техники релаксации, саморегуляции и аутосуггестии. Проводится обучение техникам совладания с негативными переживаниями (гнев, агрессия, тревога, страх) | 18 | 8000 |
8 | Применение метода ДПДГ в работе с лицами, пережившими тяжелый стресс | В программе изложены общие принципы применения метода ДПДГ (десенсибилизация и переработка движением глаз) в работе с лицами, пережившими тяжелый стресс. Изложены принципы метода, стандартный протокол терапии. Проводится демонстрация | 18 | 8000 |
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ |
||||
9 | Семейное и детское психологическое консультирование и психокоррекция при кризисных и острых стрессовых состояниях | Программа содержит информацию и видах, и причинах кризисов (утрата, насилие, массовые катастрофы и прю). Представлены техники диагностики (рисуночные тесты) и психологического вмешательства (экспресс-коррекция, дебрифинг, релаксационные техники). Программа адаптирована для членов семей военнослужащих – период ожидания военнослужащего; помощь близким погибшего; адаптация к мирной жизни после возвращения из боевых точек) | 24 | 10000 |
МАСТЕР – КЛАССЫ
№ | Название |
Краткая аннотация |
Часы | Стоимость |
ДИАГНОСТИКА |
||||
1 | Психолого-терапевтическое интервью лиц, переживших стресс, и их родственников. | Участникам мастер-класса демонстрируются алгоритм диагностики психических и поведенческих паттернов человека, пережившего стресс. В рамках мастер-класса проводится когнитивный тренинг, задача которого работа с когнитивными искажениями, межличностными конфликтами, внутренней картиной болезни и пр. Проводится мотивационный тренинг | 7 | 6000 |
2 | Выявление суицидального поведения на этапе первичного консультирования, | Участникам мастер-класса демонстрируются алгоритм выявления суицидальной настроенности; диагностики суицидального поведения и его прогнозирования на разных этапах оказания помощи. Описаны особенности экзистенциального кризиса. Даны основы организации психиатрической помощи в остром периоде. Прописаны типичные «портреты» суицидентов с прогнозом суицидальной активности. Дана технология оценки суицидального риска у членов семей пациентов, переживших тяжелый стресс | 16 | 10000 |
ПСИХОТЕРАПИЯ И ДРУГИЕ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ |
||||
3 | Применение транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) у лиц, переживших тяжелый стресс | Участникам мастер-класса демонстрируются теоретические и практические основы методики ТМС для лиц, переживших тяжелый стресс. Обсуждаются показания, противопоказания, техника проведения., результаты. Представлены протоколы применения ТМС. Ведение пациентов после курса ТМС. Медицинская документация при проведении ТМС | 4 | 4000 |
4 | Реабилитация когнитивных функций у лиц с закрытой черепно-мозговой травмой и постконтузионным синдромом | Участникам мастер-класса дана типология когнитивных нарушений и нейропсихология управляющих функций. Представлены принципы и алгоритм построения коррекционного когнитивного тренинга. Демонстрируется процедура проведения. Проводится обучение оценки динамики когнитивного статуса | 12 | 8000 |
5 | Развитие навыков осознанной регуляции поведения | Участникам мастер-класса проводится обучение навыкам осознанной регуляции поведения. Разбираются понятия эмоционального стресса и психической саморегуляции. Прорабатываются практические навыки саморегуляции (психогимнастика, техники релаксации, навыки самонаблюдения, навыки переключения внимания, дыхательные техники) | 8 | 5000 |
6 | Совладание с негативными переживаниями (гнев, агрессия) | Участникам мастер-класса поводится обучение техникам конструктивного совладания с негативными эмоциями (агрессия, гнев). Разбираются причины агрессии. Проводится обучение способности осознания гнева через телесные ощущения. Прорабатываются навыки выражения гнева, обиды, вины | 10 | 7000 |
7 | Метод биологической обратной связи в психотерапии и реабилитации | Участникам мастер-класса демонстрируются теоретические и практические основы БОС-терапии (биологическая обратная связь) лицам, пережившим тяжелый стресс. Даны показания и виды БОС-терапии. Описан алгоритм проведения тренинга. Проводится практическое занятие | 8 часов – дистанционный формат, 16 часов – аудиторный формат | 6000/9000 |
8 | Техники краткосрочной психотерапии пациентов со стрессовыми расстройствами (лиц, переживших тяжелый стресс и членов их семей) | Участникам мастер-класса демонстрируется практическое использование техник психотерапии в рамках интегративного подхода (техники когнитивно-поведенческой, экзистенциально-гуманистической, суггестивной психотерапии). Акцент сделан на проведении техник краткосрочной психотерапии | 9 | 7000 |
9 | Краткосрочная психотерапия психосоматических расстройств | Участникам мастер-класса демонстрируются техники работы с пациентами, страдающими психосоматическими расстройствами. Даны психообразовательный и психотерапевтический модули. Приводятся техники осознанности. Сделан акцент на работе с рецидивом. Предназначен для медицинских психологов, врачей психотерапевтов | 7 | 6000 |
10 | Краткосрочная психотерапия психосоматических расстройств | Специализированный мастер-класс предназначен для диагностики и психотерапии психосоматических расстройств специалистами – психологами амбулаторных кабинетов поликлиник и центров оказания помощи участникам СВО, врачей психотерапевтов, врачей психиатров специализированных амбулаторных служб | 7 | 6000 |
11 | Техники глубокой релаксации и саморегуляции | Участникам мастер-класса демонстрируются теоретические и практические основы релаксационных техник. Проводится обучение технологии аутогенной тренировки у взрослых и детей. Также проводится обучение технике направленной тренировке органов и регулирования эмоций, мышечной релаксации, технике достижения состояний глубокой релаксации | 8 часов – дистанционный формат, 16 часов – аудиторный формат | 6000/9000 |
12 | Суггестивные техники в психотерапии | Участникам мастер-класса проводится введение в клиническую гипнотерапию (основные понятия). Демонстрируются техники вербальной гипнотизации, аутогипноз. Дано практическое применение формул внушения | 8 часов – дистанционный формат, 16 часов – аудиторный формат | 9000 |
13 | Методика применения стандартного протокола метода ДПДГ (и отдельных его элементов) для коррекции психического состояния лиц, переживших тяжелый стресс | Участникам мастер-класса демонстрируются методика коррекции психического состояния с использованием метода десенсибилизации и переработки движением глаз. Даны теоретические основы. Проводится разбор, демонстрация и отработка в группах | 6 | 5000 |
14 | Психолого-психотерапевтическая помощь лицам, пережившим травматическую ампутацию | Участникам мастер-класса демонстрируются техники работы с пациентами, переживших травматическую ампутацию. Мастер-класс предлагает интегративный подход: комплексное использование техник когнитивно-поведенческой, экзистенциально-гуманистической и суггестивной психотерапии. Также применяются техники осознанности, визуализации, отвлечения внимания, работа с дыханием, применение БОС-терапии | 12 | 7000 |
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ |
||||
15 | Диагностика и психологическая коррекция кризисных и острых стрессовых состояний у детей и подростков | Участникам мастер-класса предлагается описание видов и причин кризисов. Подробно изложены психологические основания кризиса (потнря цели; искажение образа Я; нарушение картины мира). Демонстрируются техники диагностики (рисуночные тесты) и психологического вмешательства (арт-терапия; релаксационные техники; кризисное консультирование; пролонгированная помощь) | 8 | 6000 |
НАРКОЛОГИЯ |
||||
16 | Скрининг и краткое мотивационное интервью по обращению за наркологической помощью лиц, перенесших стресс, и членов их семей | Участникам мастер-класса демонстрируется алгоритм проведения скрининга на выявление факторов риска наркологических расстройств. Проводится определение уровней риска, алгоритм предоставления интерпретации результатов и обратной связи. Представлены содержание и основные принципы проведения краткого мотивационного интервью | 16 | 10000 |
17 | Скрининг и мотивационное консультирование по отказу или сокращению потребления психоактивных веществ лиц, перенесших стресс, и членов их семей | Участникам мастер-класса предлагается алгоритм скрининга на выявление рискованного употребления ПАВ. Приводятся базовые сведения о группах психоактивных веществ и их воздействия на организм и видах наркологических расстройств. Проводится обучение выявления уровней риска и алгоритм предоставления интерпретации результатов и обратной связи. Даются основы мотивационного консультирования по отказу или сокращению потребления ПАВ | 16 | 1000 |
18 | Мотивационное консультирование по формированию приверженности к лечению и формированию установки на отказ от употребления ПАВ у лиц, перенесших стресс, в рамках оказания им всех видов наркологической помощи | Участникам мастер-класса предлагается описание феномена анозогнозии у лиц с наркологическими расстройствами. Даны основы проведения мотивационного интервью. Демонстрируются техники мотивационного консультирования | 16 | 10000 |
Более подробную информацию о содержании программ и расписании циклов можно получить в Учебно-методическом отделе: +7(495) 637-15-67, +7(495) 634-17-82 и на официальном сайте www.serbsky.ru в разделе «Образование». Формирование групп по обучению на мастер-классах будет проводиться по мере поступления заявок.
Образец заявки на циклы можно посмотреть на сайте www.serbsky.ru в разделе «Образование» — «Дополнительное профессиональное образование» – «Информация для слушателей». Заявку необходимо выслать на имя генерального директора С.В. Шпорт по электронным адресам: info@serbsky.ru, agapova.s@serbsky.ru, vikhodova.y@serbsky.ru, kutueva.r@serbsky.ru. В заявке необходимо указать телефон и адрес электронной почты.