Алексеева П. В.
Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова,
6 курс ИКМ
Ключевые слова: Альберт Эллис, РЭПТ, иррациональные убеждения, долженствования, дисфункциональное поведение, модель ABC.
Аннотация: в данной статье рассматривается биография и профессиональный путь Альберта Эллиса, создание им РЭПТ. Описываются принципы, на которых базируется эта система психотерапии, типы и виды иррациональных убеждений, приводящие к дезадаптивным эмоциям и далее к дисфукциональному поведению. Изложена структура модели ABCDE (расширенная версия).
Альберт Эллис (1913-2007) — американский психолог, когнитивный психотерапевт. Известен как создатель РЭПТ — рационально – эмотивно – поведенческой терапии.
Эллис родился в Питтсбурге, штате Пенсильвания, и рос в Нью-Йорке. В возрасте четырех с половиной лет Эллис чуть не умер от тонзиллита и нефрита, и в течение следующих нескольких лет его часто клали в больницу. В детстве и юности Эллис был необычайно застенчив и очень боялся говорить публично. Однако он хорошо успевал в школе и развил навыки по решению проблем, чтобы извлечь максимум из своего трудного детства. Например, когда ему было 19 лет, чтобы преодолеть свою застенчивость в общении с женщинами, он вынудил себя говорить с сотней девушек подряд в Ботанических садах Бронкса (Dryden, 1989).
Профессиональный путь Эллиса изначально не был связан с психотерапией: в 1934 году он получил степень бакалавра по руководству бизнесом в университете Нью – Йорка [1]. Активно интересуясь темой романтических и сексуальных взаимоотношений, в 1941 году Эллис основал некоммерческий Институт проблем любви и брака. В возрасте сорока лет он поступил в аспирантуру по клинической психологии в педагогическом колледже колумбийского университета.
После аспирантуры Эллис начал обучаться психоанализу, одновременно открыл собственную практику, быстро развив два ее направления. Одна группа клиентов проходила традиционные сеансы психоанализа, лежа на кушетке, в то время как вторая группа клиентов с проблемами в браке и сексе получала более активный набор вмешательств, сидя лицом к лицу с Эллисом. В начале 1950-х годов он разочаровался в эффективности психоанализа: обнаружил, что помогал второй группе гораздо быстрее. Сначала Эллис думал, что для излечения эмоциональных нарушений надо глубже проникнуть в прошлое клиентов, но пришел к выводу, что одно понимание прошлого приводит к изменениям только небольшой процент людей.
Эллис был одним из первых психотерапевтов, выступавших за активные изменения убеждений клиентов для индуцирования эмоционального или поведенческого изменения. Он также был среди ученых — пионеров, использовавших домашние задания в перерывах между сессиями, включая поведенческое воздействие in vivo. Эллис проводил семинары, читал лекции, писал книги и давал письменные задания на распознавание, подвергание сомнению и замену иррациональных идей (первичный процесс), а также закрепление заложенных им в терапию рациональных идей (вторичный процесс).
Обозреватель одного из журналов заметил, что РЭПТ – то, что сказал Альберт Эллис. Личность стала синонимом теории.
В то время как деятельность психотерапевтов оставалась покрыта тайной, Эллис способствовал ее прозрачности. Каждое выступление Эллис просил добровольцев выйти из зала на сцену, чтобы рассказать о своей проблеме, на примере которой он демонстрировал применение РЭПТ. Эти демонстрации многим открыли преимущества РЭПТ и продолжаются в Институте Альберта Эллиса по сей день [2].
Показаниями к применению РЭПТ являются различные психические и поведенческие расстройства и психосоматические заболевания, в этиопатогенезе которых ведущая роль принадлежит психологическим факторам, в том числе расстройства невротического уровня и невротические реакции при психических и соматических заболеваниях.
В период с 1972 по 1988 гг. эффективность РЭПТ при лечении различных расстройств и групп населения была изучена более чем в 70 исследованиях, обобщённых путём метаанализа в 1991 г. Лайонзом и Вудсом (Lyons, Woods, 1991). Было установлено, что применение РЭПТ обеспечивало значительное клиническое улучшение у 73 % пролеченных пациентов по сравнению с теми, кто не получал РЭПТ.
Доказана эффективность РЭПТ в терапии психологического дистресса (тревоги, гнева, депрессии, чувства вины) (Vislă, 2016; Oltean, 2018), социальной фобии (Mersch, 1989) и других психических и поведенческих расстройств (David, 2017). Gonzalez и его коллеги (2004) в своём метаанализе продемонстрировали эффективность РЭПТ при оказании помощи детям и подросткам в клинических и неклинических (школьных) условиях [3].
РЭПТ разделяет следующие основополагающие принципы:
- Безусловное принятие человеческой личности и отказ от ее оценивания. Личность уникальна, сложна и исторична, поэтому измерение ее по какому-то одному или нескольким критериям — относительно и некорректно.
- Доверие к клиенту, которое базируется на «презумпции» его искренности, здравомыслия, способности самостоятельно развиваться и изменяться.
- Отказ при взаимодействии с клиентом от интерпретаций, предписаний, советов, руководства его действиями, — словом, от авторитарной модели «доктор – пациент». Терапевтическое отношение строится на фундаменте сотрудничества и разделенной ответственности.
- События и переживания прошлого, какими бы они ни были, не предопределяют развитие личности, поэтому их анализ не является ни необходимым, ни достаточным условием успеха терапии. События прошлого, в том числе раннего детства, становятся предметом обсуждения только в том случае, если клиент испытывает по их поводу болезненные чувства в настоящем, а не в качестве причины, объясняющей его невроз [4].
Этические принципы РЭПТ гласят: этичность определяется в каждой конкретной ситуации. Абсолютной правоты или ошибочности не существует. Навязывание себе понятий об абсолютной правоте или ошибочности –то, что приводит к чувству вины и стыда, тревоге и депрессии, а также к враждебности и нетерпимости к другим.
Здесь применимо золотое правило нравственности: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Две основные ценности РЭПТ – выживание и получение удовольствия.
Основанная на них система психотерапии предназначена для помощи людям в самореализации, минимизации эмоциональных страданий и саморазрушительного поведения [2].
На первом этапе разработки РЭПТ Эллис создал модель ABC:
- A — Активирующее событие (Activating experience)
- B – Взгляды человека на событие (Beliefs)
- C – Следствие взглядов человека (Consequences) [5]
РЭПТ разделяет все суждения человека на дескриптивные (описательные, безоценочные) и оценочные. Последние, в свою очередь, подразделяются на рациональные и иррациональные.
Как различить рациональные и иррациональные убеждения?
РЭПТ предлагает использовать для этого четыре критерия: истинность суждения; степень обязательности реализации суждения; уровень испытываемых эмоций; свобода выбора в достижении цели.
Рациональное суждение:
- реалистично и верно отражает действительность;
- выражает больше пожелание, чем не терпящее возражений и альтернатив предписание определенного развития событий;
- как правило, сопровождается умеренными эмоциями;
- сохраняет для клиента свободу выбора в избрании других способов достижения цели или даже изменения цели.
В противоположность сказанному выше, иррациональное суждение:
- не является реалистичным, так как оно искажает реальность, его истинность невозможно доказать;
- выражает требование (к себе, другим, миру), приказ, императив, не допускающий исключений или альтернатив;
- приводит к сильным и длительным негативным переживаниям;
- фиксирует человека только на одной — единственной цели и этим ограничивает свободу выбора [3].
В РЭПТ выделяют пять типов иррациональных убеждений: требовательность, катастрофизация, непереносимость фрустрации, осуждение себя и осуждение других
Требовательность — нереальное, абсолютное ожидание того, что события или люди будут такими, какими их хочется видеть человеку.
Катастрофизация — преувеличение негативных следствий ситуации до крайней степени, когда неудача становится «ужасной».
Непереносимость фрустрации — обусловлена требованиями легкости существования и комфорта и отражает непереносимость дискомфорта.
Глобальные оценки человеческой личности, своей и окружающих, подразумевают, что людей можно оценивать и что некоторые люди никчемны или по крайней мере менее ценны, чем другие [2].
Среди когнитивные искажений чаще всего встречаются:
- Мышление по типу «все или ничего»: «Нельзя провалить важное дело. Я должен все сделать идеально, иначе я неудачник».
- Перескакивание к выводам и нелогичные заключения: «Мою неудачу видели, а я всегда должен быть на высоте. Теперь меня будут считать никчемным».
- Предсказывание будущего: «Если смеются над моей неудачей, то меня теперь будут презирать».
- Зацикливание на негативе: «Я не могу вынести происходящее. В моей жизни нет ничего хорошего».
- Преуменьшение: «Хорошая оценка – случайность, она не имеет значения. Плохая – совершенно непростительна и не должна была случиться».
- Навешивание ярлыков и сверхобобщение: «Я не имею право ошибиться, иначе я плохой человек. Раз так произошло, теперь я неудачник».
- Принятие на свой счет: «Я веду себя хуже, чем должен. Надо мной смеются, а я уверен, что смеются только надо мной, поэтому это ужасно».
- Перфекционизм: «Я хорошо выполнил задачу, но должен был сделать ее на «отлично», поэтому я никудышный человек» [5].
В РЭПТ иррациональные убеждения считаются центральными факторами эмоционального дистресса, поэтому основное внимание уделяется превращению иррациональных убеждений в рациональные. Целью является превращение дисфункциональных эмоций и дезадаптивого поведения в функциональные, ведущие к адаптивному поведению [6].
РЭПТ предполагает наличие двух конкурирующих моделей (David, 2003; David et al., 2005). Первая модель — классическая, предполагающая, что дисфункциональные негативные чувства (например, депрессивное настроение, тревога, вина, гнев) отличаются от соответствующих функциональных негативных чувств (например, печали, беспокойства, раскаяния, раздражения) главным образом по интенсивности. Вторая модель является оригинальной, предполагающей, что различия между функциональными и дисфункциональными чувствами, будь они положительными или отрицательными (например, грусть против подавленного настроения, озабоченность против тревоги, раздражение против гнева, раскаяние против вины), в основном качественные. В настоящее время данные накапливаются для обеих моделей, поэтому проблема все еще остается без ответа [7].
После определения ABC, следуют этапы D и E (расширенная модель). Они и являются задачей терапии.
- D (Disputation) – обсуждение/ постановка под сомнение иррациональных убеждений человека. РЭПТ – терапевт никогда не ставит под сомнения эмоции человека. Оспариваются когниции, а не эмоции [2].
Когда клиент убеждается в иррациональности своих убеждений, психотерапевты, практикующие РЭПТ, советуют ему принять гибкую и недогматическую альтернативную точку зрения. Например, вместо того, чтобы «заклиниваться» на тревожащей и вместе с тем провоцирующей идее, которая якобы никоим образом не должна отвергаться окружающими, клиентов учат спрашивать себя, действительно ли неприемлемость для окружающих их точки зрения является для них катастрофой [8].
- Е (Effective new rational beliefs) – отработка Эффективного нового убеждения. Данный этап более действенно и важен, чем простая постановка под сомнение иррациональных убеждений (Moriarity, 2002; Beal and DiGiuseppe, 1998) [2].
В дополнение к обучению критическому мышлению клиентам предлагаются гуманистические ценности, увеличивающие вероятность обретения здоровой и счастливой жизни. Эти ценности включают в себя:
- Долговременный гедонизм. Эмоционально здоровые люди распределяют удовольствие таким образом, чтобы иметь его и в настоящем, и в будущем. Они избегают получать кратковременные удовольствия, потенциально вредные по своим ближайшим или отдалённым последствиям.
- Принятие факта смертности. Принимая факт, что данная нам жизнь единственное, что у нас есть, и что у нас может быть, мы – ввиду её исключительной ценности – обретаем возможность радоваться ей в максимально доступной нам степени.
- Самоопределение. Рационально здоровая личность стремится к тому, чтобы самой установить и достигать своих собственных разумных целей.
- Просвещённый эгоизм (забота о собственном благополучии) Мыслящие, ищущие своего счастья люди временами, хотя и не всегда, рассматривают свои интересы как приоритетные по сравнению с интересами других [8].
- Социальный интерес. Если люди не чтят мораль, не уважают права других и не содействуют социальному выживанию, вряд ли им удастся создать мир, в котором они сами могли бы жить комфортно и счастливо.
- Высокая толерантность к фрустрации. Рациональные люди дают себе и другим право ошибаться.
- Гибкость. Зрелые люди плюраристичны в своих взглядах и не устанавливают жестких и неизменных правил ни для себя, ни для других [5].
- Принятие действительности. Принятие не означает безоговорочного признания и не влечёт за собой обязательных инициатив. Это означает лишь восприятие реальности такой, какой она предстаёт перед нами. Безусловное приятие себя, других и жизни отличает терапию РЭПТ от других когнитивно-поведенческих терапий, не включающих в себя эти принципы [8].
- Принятие неопределённости. Мы живем в мире вероятностей и случайностей. Здоровым людям достаточно сильно нравится порядок, но они не требуют точного знания о том, что принесет им будущее и что с ними случится.
- Рискованность. Эмоционально здоровые люди склонны брать на себя риск и пытаться делать то, что они хотят, даже если велика вероятность неудачи. Они смелы, но не безрассудны.
- Ответственность за свои эмоциональные расстройства. Здоровые индивиды способны принять значительную часть ответственности за свои эмоциональные проблемы на себя, а не обвиняют других и ли социальные условия в собственных саморазрушительных мыслях, чувствах или действиях [5].
В последние годы применение РЭПТ не ограничивается только клинической сферой и распространяется на такие области, как образование, организационное консультирование, коучинг, тренинг эффективности и управление организационными изменениями (David, 2017; Desjardins, 2017).
Метаанализ, проведенный Дэниелом Дэвидом в 2017 году, подтверждает эффективность РЭПТ интервенций в психотерапии, обучении и консультировании для различных состояний вне зависимости от возраста клиента и формата применения РЭПТ (David, 2017) [3].
Целью терапии является новая здоровая эмоция и, соответственно, адаптивное функциональное поведение. Одним из важнейших критериев эффективности является способность клиента стать себе самому терапевтом. Человек приобретает умение анализировать свои проблемы и улавливать собственные вариации иррациональных убеждений, овладевает навыками для работы с ними [2].
Таким образом, Альберт Эллис совершил значительный прорыв в психотерапии, который иначе осветил взаимосвязь связь мыслей, эмоций и поведения человека. РЭПТ доказанно помогает работать людям с иррациональными убеждениями, которые вызывает дистресс в их жизни.
Закончить статью я хочу словами Эллиса: «Лучшие годы вашей жизни — когда вы решаете, что ваши проблемы принадлежат вам. Вы осознаете, что сами контролируете свою судьбу» [9].
Список литературы:
- Альберт Эллис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychologos.ru/articles/view/albert-ellis
- Дойл К., Диджузеппе Р., Драйден У., Бакс У. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия. Изд. «Питер», 2022
- Радюк, О.М. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия // Краткосрочные методы психотерапии / П/ред. В.А. Доморацкий. – М., 2020. – С. 307-327.
- Ромек Е.А. Клиентоцентрированный подход и рационально-эмоциональная поведенческая терапия (если бы на стуле К. Роджерса сидел А. Эллис). // Вопросы психологии. №6. – 2012. — С. 87-95.
- Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии, СПб.: Издательство «Речь», 2002
- David, D., Cotet, C., Matu, S., et.al. 50 years of rational-emotive and cognitive-behavioral therapy: A systematic review and meta-analysis. Journal of Clinical P, 74(3), 304-318. doi: 10.1002/jclp.22514. Epub 2017 Sept 12.
- Rational emotive behavior therapy in the content of modern psychological research – Professor, Ph.D., Daniel David; Affiliation – Babes — Bolyai University, Department of Clinical Psychology and Psychotherapy (professor), Cluj-Napoca, Romania/Mount Sinai School of Medicine, Department of Oncological Sciences (adjunct professor), New York, USA [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://albertellis.org/rebt-therapy-in-the-context-of-modern-psychological-research/
- Бил Кнаус, Гейл Розалини, Вилл Росс, Эд Гарсия, Джон Майнер, Винс Парр, Нэнси Хаберстроу, Русс Грейген, Сэм Кларрэйч. Где доказательства? Альберт Эллис: переворот в психотерапии // Здравый смысл. 2007/2008, № 1 (46)
- Цитаты Albert Ellis [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.citaty.net/tsitaty/644299-albert-ellis-luchshie-gody-vashei-zhizni-kogda-vy-reshaete-chto-va/