Этапы психосексуального развития: слабые места на каждом этапе и риски сексуальных расстройств

25-04-2023 13:04:12

 

Гончарова Ирина Алексеевна

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, педиатрический факультет, 6 курс

viri.bir@yandex.ru

Ключевые слова: психосексуальное развитие, нарушения психосексуального развития, этапы психосексуального развития, риски сексуальных расстройств.

Аннотация:

В статье рассматриваются этапы психосексуального развития по классификации Г.С.Васильченко. Каждый этап описывается с точки зрения характеризующих его черт, результатов и ассоциированных с данным этапом расстройств, в первую очередь, сексуальных.

Психосексуальное развитие — биосоциальный процесс, на протяжении ко­то­ро­го фор­ми­руются по­ло­вое са­мо­соз­на­ние, по­ло­вая роль и пси­хо­сек­су­аль­ная ори­ен­та­ция че­ло­ве­ка [1]; возрастная динамика сексуальности.

Васильченко Г.С. и соавторы [2] выделяли следующие этапы психосексуального развития человека: перинатальный период, парапубертатный период, препубертантный период, пубертатный период, переходный период, период зрелой сексуальности, инволюционный период.

Перинатальный период

Продолжается от зачатия до рождения ребенка. Во время внутриутробного развития на основании хромосомного набора происходит последовательное становление гонадного, гаметного, гормонального пола [3].

В результате формируется морфологический пол, который определяется строением наружных и внутренних половых органов. По морфологическому полу опредяляется гражданский пол, который, как правило, определяет все дальнейшее воспитание ребенка [4].

Нарушения на данном этапе могут быть связаны с генетическими поломками, патологией беременности [3]. Если во время беременности женщина переносит любой стресс, это может оказывать негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей [5]. При нарушении формирования биологического пола возможны сложности при определении паспортного пола (нетипичное строение наружных половых органов, интерсексуальность).

Парапубертатный период

Длится от рождения до 5-7 лет. Его разделяют на младенчество (от рождения до 1-1,5 лет) и детство (с 1-1,5 лет до 5-7 лет).

В младенчестве происходит открытие ребенком первого в своей жизни значимого другого (чаще всего это мать). При установлении базисного доверия ребенок учится получать удовлетворение от эмоционального и телесного контакта. При его отсутствии или недостатке, в будущем возможны проблемы в установлении связи с другими людьми, отсутствие привязанности, нарушения социализации [6].

В детстве происходит формирование эгоидентичности, в том числе полового самосознания. Половое самосознание — это ощущение своей принадлежности к мужскому или женскому полу как в физическом, так и в социальном смысле [7]. Детей в этом возрасте интересует строение половых органов, они вовлекаются в сексуальные игры друг с другом (в доктора, больницу, семью) [6]. Осуждение, наказание со стороны родителей за интерес к сексу, половым органам может привести к пониженной самооценке, критике своего тела, дискомфорту в установлении физического контакта и привязанности. При длительных соматических заболеваниях и депривациях может возникать мастурбация без эротического компонента (фрустрационная псевдомастурбация).

Не позже 4-5 лет происходит осознание константности пола. Трудности половой самоидентификации, двойственная гендерная аутоидентификация к окончанию этого периода могут быть предикторами транссексуальности в более взрослом возрасте [6].

Препубертантный период

Продолжается с 5-7 лет до 11-13 лет.

В этом возрасте происходит активная гендерная социализация, формирование социальных групп по признаку пола. Недостаточность гендерной социализации со сверстниками может привести к проблемам в построении партнерских отношений в будущем.

Характерно некоторое гендерное противостояние, сексуальная стыдливость и осмотрительность, отсутствие сексуального влечения. В однополых группах генитальная презентация, тенденция вытеснить детей, не соответствующих полоролевому стереотипу. Как и в парапубертатном периоде, может наблюдаться фрустрационная псевдомастурбация.

В процессе данного периода формируется полоролевое поведение, создание ожиданий по отношению к будущему партнеру [6].

Полоролевое поведение — это поведение, которое демонстрирует индивид как представитель своего пола, согласовывая его с социоцикультурными стереотипами, принятыми в данном обществе [8]. При воздействии каких-либо неблагоприятных факторов могут возникнуть нарушения формирования половой роли — избыточная феминизация мальчиков и маскулинизация девочек, патологическая трансформация сексуального поведения (мужской мазохизм и женский садизм), патологическое усиление половой роли (мужской садизм и женский мазохизм). Неблагоприятными факторами могут быть чрезмерное разделение женских и мужских половых ролей в родительской семье, отсутствие объяснения половых ролей, негативная оценка родителей и сверстников [6, 9, 10].

Пубертатный период

Длится с 11-13 лет до 15-18 лет.

В психосексуальном развитии одним из главных процессов становится пробуждение либидо, которое претерпевает несколько стадий развития.

Платоническое либидо: становление платонического влечения, выработка определенного теплого отношения к личностям из ближнего окружения, платонические фантазии с проявлением запросов о душевном общении и взаимопонимании, платонические ухаживания без признаков сексуализации.

Эротическое либидо: проявление романтических запросов по отношению к партнеру и к самому себе, социализация физиологических проявлений любовных запросов (эротические фантазии, эротические ласки, петтинг).

Сексуальное либидо: сексуальные фантазии, стремление получить оргазм, возможное начало половой жизни [11]. Также либидо приобретает направленность (влечение к определенному полу).

В пубертатном периоде происходит формирование вторичных половых признаков, наступление менархе у девочек, адренархе у мальчиков. Такие кардинальные изменения вызывают у подростков переживания по поводу пропорциональности своего тела, внешности, привлекательности. Для данного периода характерен повышенный риск развития расстройств пищевого поведения [12] и такие черты, как раздражительность, замкнутость, тревога. Для подросткового возраста характерна акцентуация характера, что у некоторых детей при определенных условиях может привести к агрессивному поведению, склонности к риску, небезопасному сексу, неразборчивым половым связям [6, 13, 14].

Проблемы социального статуса в пубертатном периоде особенно актуальны. Осуждение со стороны окружающих, неспособность сформировать отношения с объектом интереса могут привести к отказу от партнерских отношений в будущем, неприязни к своему или противоположному полу.

Таким образом, на данном этапе человек достигает биологической половой зрелости, формируется его психосексуальная ориентация.

Переходный период

Охватывает возраст с 15-18 лет до 25-30 лет.

Переходный период характеризуется активным поиском постоянного партнера, приобретением сексуального опыта, формированием стиля взаимодействия с партнером.

Переходный период к зрелой сексуальности может стать возрастом дебюта разнообразных сексуальных расстройств. В частности, у людей (особенно у девушек) может наблюдаться неспособность достичь оргазма, что часто приводит к разочарованию в партнере, неспособности к долгосрочным отношениям, неудовлетворенности [11]. У женщин сексуальная дисфункция ассоциирована с проблемами соматического и психического здоровья, стрессом, неудовлетворенностью отношениями, пережитым сексуальным насилием, религиозностью. С другой стороны факторами, снижающими вероятность сексуальной дисфункции, являются более поздний возраст вступления в брак, регулярная физическая активность, позитивное восприятие своего тела, стабильные любящие отношения со стороны родителей и значимых третьих, сексуальная просвещенность [15].

Период зрелой сексуальности

Самый длительный период, продолжается с 25-30 лет до 55-60 лет.

Период зрелой сексуальности — время, когда человек может достичь максимальной реализации своих социальных и сексуальных возможностей.

Устанавливается зрелое партнерство, повышается эмоциональная отдача от секса; половая жизнь стабильная, регулярная. Люди в этом возрасте могут обращаться к нестандартным видам сексуальной активности, появляется стремление реализовать ранее подавленные сценарии.

Возможные проблемы на данном этапе: возрастные кризисы (в том числе, в рамках супружества), сексуальная рутина, разочарование в постоянном партнере, внебрачные связи, отсутствие доверия и близости в отношениях, потеря сексуального интереса к постоянному партнеру, неудовлетворение сексуальных потребностей, актуализация полоролевых расстройств (берущих начало в препубертаном периоде) [6].

Инволюционный период

Начинается с 55-65 лет.

Период инволюции характеризуется обратным развитием сексуальности: псевдо-эротический этап, псевдо-платонический этап, асексуальность. У мужчин протекает связнно с постепенным снижением уровня тестостерона, а у женщин с климаксом и менопаузой. Происходит физиологическая перестройка всего организма, регрессия либидо. Тем не менее, инволюционный период не отменяет половой жизни. Напротив, сексуальное благополучие связано с концепцией здорового старения. У пожилых людей сохраняются сексуальные фантазии и сексуальное влечение, но при этом наблюдается изменение моделей сексуального взаимодействия и ожиданий от партнера [16]. В этом периоде на людей особенно негативно влияют стереотипы сексуальной культуры в отношении пожилых.

Заключение

Таким образом, онтогенез сексуальности характеризуется фазностью, относительным ослаблением биологической детерминанты и усилением социальной значимости интимной жизни и других проявлений сексуальности с течением времени, преемственностью и взаимосвязью этапов [2]. Факторы, негативно влияющие на развитие сексуальности до достижения зрелой сексуальности на каждом этапе специфичны, что необходимо принимать во внимание как родителям, так и учителям, преподавательскому составу и другим представителям профессий, оказывающим влияние на формирование личности ребенка-подростка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильченко Г.С., Агаркова Т.Е., Агарков С.Т. и др. Сексопатология: справочник / Под ред. Г.С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990. 576 с.

2. Васильченко Г.С. Общая сексопатология. Руководство для врачей, 2-е издание, 2005. 512 с.

3. Савельева Г.М., Шалина Р.И., Сичинава Л.Г. и др. Акушерство: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР Медиа, 2020. — 576 с.: ил.

4. Кон И.С. Сексология: учебное пособие. Academia, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб). 384 с.

5. Caparros-Gonzalez RA, Torre-Luque A, Romero-Gonzalez B, Quesada-Soto JM, Alderdice F, Peralta-Ramírez MI. Stress During Pregnancy and the Development of Diseases in the offspring: A Systematic-Review and Meta-Analysis. Midwifery. 2021 Jun; 97:102939. doi: 10.1016/j.midw.2021.102939. Epub 2021 Feb 23. PMID: 33647755.

6. Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность от зачатия до смерти: Онтогенез сексуальности, 2011. 248 с.

7. Стоименов Й.А. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003. 1200 с.

8. Алексеев Б.Е. Полоролевой конфликт как биопсихосоциальный феномен. Социальная и клиническая психиатрия 2017, т. 27 № 1. 91-97 с.

9. Wilson M, Gwyther K, Swann R, Casey K, Featherston R, Oliffe JL, Englar-Carlson M, Rice SM. Operationalizing positive masculinity: a theoretical synthesis and school-based framework to engage boys and young men. Health Promot Int. 2022 Feb 17; 37(1):daab031. doi: 10.1093/heapro/daab031. PMID: 33842967.

10. Brown, C.S., & Stone, E.A. Gender Stereotypes and Discrimination. Advances in Child Development and Behavior, 105–133. doi:10.1016/bs.acdb.2015.11.001.

11. Акимова Л.Н. Психология сексуальности. Одесса: СМИЛ, 2005. 198 с.

12. Steinhausen HC, Vollrath M. The self-image of adolescent patients with eating disorders. Int J Eat Disord. 1993 Mar;13(2):221-7. doi: 10.1002/1098-108x(199303)13:2<221::aid-eat2260130210>3.0.co;2-c. PMID: 8477291.

13. Zhang Y, Shi P, Gao M, Chang H. Factors Influencing Aggressive Adolescent Behavior: An Analysis Using the Decision Tree Method. J Genet Psychol. 2022 Nov-Dec;183(6):537-548. doi: 10.1080/00221325.2022.2094213. Epub 2022 Jul 5. PMID: 35787232.

14. Melzer-Lange MD. Violence and associated high-risk health behavior in adolescents. Substance abuse, sexually transmitted diseases, and pregnancy of adolescents. Pediatr Clin North Am. 1998 Apr;45(2):307-17. doi: 10.1016/s0031-3955(05)70007-9. PMID: 9568011.

15. McCool-Myers M., Theurich M., Zuelke A., Knuettel H., & Apfelbacher C. (2018). Predictors of female sexual dysfunction: a systematic review and qualitative analysis through gender inequality paradigms. BMC Women’s Health, 18(1). doi:10.1186/s12905-018-0602-4.

16. Banerjee D, Rao S. «Love in the later years…»: perceptions of sex and sexuality in older indian adults – a qualitative exploration. Consortium Psychiatricum. 2022; 3(1): 62–75. doi: https://doi.org/10.17816/CP153.