Заместительная поддерживающая терапия (ЗПТ) при лечении опиоидной зависимости с применением метадона и бупренорфина проводится в США, странах Западной Европы, многих странах Восточной Европы и Прибалтики и в большинстве стран СНГ. В Украине и Белоруссии ЗПТ применяется с 2004 года, в Казахстане с 2008 года. В России и Туркменистане ЗПТ не применяется.
В последние годы в ряде стран для лечения больных героиновой наркоманией вместо метадона стали предлагать использовать другие виды наркотиков: «медицинский героин» в Швейцарии и Германии, бупренорфин во Франции, Финляндии, Австрии, Украине, Германии и некоторых других странах, а также пролонгированные формы солей морфина.
Причинами отказа от широкого применения метадона являются:
— относительно высокая токсичность метадона, приводящая к возникновению достаточно опасных осложнений со стороны внутренних органов;
— медленная скорость его выведения из организма, что существенным образом повышает риск передозировки при одновременном употреблении метадона и героина (в том случае, если больной нарушает предписанный правилами участия в метадоновой программе режим воздержания от самостоятельного приема других наркотиков);
— формирование физиологической и психической зависимости от метадона.
Программы заместительной терапии метадоном подразумевают обязательный и постоянный контроль потребления пациентом наркотических веществ, что достигается постоянным (1-2 раза в неделю на протяжении всего периода проведения терапии) мониторингом биологических жидкостей на наличие наркотических средств.
Известны случаи с летальным исходом, особенно среди молодых наркоманов, принимающих метадон, которые возникали в результате случайных передозировок. Неоднократно отмечалось, что большинство пациентов, находящихся на метадоновой программе, продолжали систематически или периодически употреблять героин. В некоторых странах были выявлены случаи, когда в метадоновую программу включались эпизодические потребители наркотиков без признаков зависимости от них, которые в последующем стали метадоновыми наркоманами, т.е. превратились из «эпизодических потребителей» наркотиков в больных метадоновой наркоманией.
В отчетах и докладах МККН ООН неоднократно подчеркивалось, что во всех странах, где используются метадоновые программы, наблюдался рост заболеваемости метадоновыми наркоманиями. Таким образом, метадон, как и другие наркотические средства, стал источником нового вида тяжелой наркомании и незаконного оборота.
В целях оказания помощи государствам-членам в разработке эффективных и этичных наркологических услуг УНП ООН и ВОЗ совместно разработали «Международные стандарты лечения расстройств, связанных с употреблением наркотических средств». Стандартами предусмотрено применение метадона как для краткосрочного лечения, так и для долгосрочной поддерживающей терапии.
В Российской Федерации законодательно закреплен запрет лечения наркомании методом так называемой «заместительной терапии» с использованием препаратов метадон и бупренорфин. Запрет базируется на государственной антинаркотической политике, основные принципы которой закреплены в статье 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ. В целом, государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотиков, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733, предусматривает сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации, повышение доступности для наркопотребителей профилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний (ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, туберкулеза, инфекций, передающихся половым путем). Причем, пункт «А» статьи 15 прямо предусматривает недопущение применения в Российской Федерации методов заместительной терапии при лечении наркомании (использование наркотиков), легализации рекреационного потребления наркотиков, а также неоправданного расширения применения наркотических анальгетиков.