10 июля 2019 года Сотрудники ФГБУ «Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского» Минздрава России принимали участие в сопровождении группы российских детей в Москву из Ирака, чьи мамы попали под влияние террористов и сейчас находятся в тюрьме.
Спецборт МЧС доставил из Багдада 33 ребенка, самому старшему нет и четырех лет. Полет все они перенесли хорошо, в аэропорту малышей с нетерпением ждали родные, которые раньше их никогда даже не видели. Чтобы эта долгожданная встреча состоялась, – пришлось приложить немало усилий.
Бабушки и тети очень волнуются. Сегодня они впервые увидят своих внучат и племянников, которые на чужбине провели всю свою короткую жизнь и большую ее часть — за решеткой. Срок в иракской тюрьме они отбывали вместе со своими мамами, которых обвиняют в том, что они воевали на стороне исламистов.
Про своего племянника, двухлетнего Зубейра Алиева Малика, знает только то, что он с мамой говорил по-русски, увидит ли он ее еще хоть раз – неизвестно: «У нее пожизненный срок, мы слышали, что другим дали смертную казнь, а нам как бы смягчили и дали пожизненно. Мы ее, конечно, очень любим, не верили, что увидим хоть какую-то частичку сестры, что что-то от них увидим – не было уже надежды. Я не говорю, что я их плохо воспитаю, или бабушки плохо воспитают, но все равно мать нужна».
Здесь сегодня 33 почти одинаковых истории, столько детей удалось в этот раз вывезти из Багдада. Самому младшему один год и восемь месяцев, старшему — чуть больше трех. Среди родственников только и разговоров: «Узнаем или нет, и на кого похож?» В сопровождении сотрудников МЧС поздно ночью дети из Ирака приехали в одну из московских больниц, как говорят сопровождающие, вели они себя спокойно, никто даже не плакал в дороге.
Эти дети, по сути, сегодня впервые увидели мир за пределами тюрьмы: международный аэропорт в Багдаде, Ил-76, взлетную полосу Жуковского и ночную Москву из окна автобуса, а сейчас вот свет от телекамер.
«Мне кажется, дети так устали в пути, такая дорога была тяжелая, ну что сказать, даже говорить тяжело про это. На них смотришь, они, видимо, так устали, столько у них боли в глазах», – делится Алексей Двойных, генеральный директор Агентства автомобильного транспорта.
Дети, конечно, не до конца понимают, как круто изменилась сейчас их жизнь, ну а родственники вглядываются в их маленькие лица, отыскивая родные черты своих близких, оставшихся в Ираке. Трудно представить, что чувствуют мамы этих детей, кажется, наказание, которое они понесли за свои ошибки, гораздо тяжелее даже пожизненного срока.
«Это хороший и правильный вопрос по поводу того, хотели ли мамы отдавать детей. Какие-то мамы отдавали сразу, кто-то сразу понимал и решался на этот шаг, но некоторые не сразу к этому пришли, поэтому потребовалось время, и ребятишки не выехали в первый вылет», – отвечает Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка.
Организовать этот перелет стоило огромных усилий. Для этого сначала пришлось доказывать, что эти дети родились у граждан России.Была проведена генетическая экспертиза. Анна Кузнецова благодарит иракские власти, которые пошли на ряд упрощенных юридических процедур, сделавших возможным выезд детей за границу. Кроме того, суды в России создали прецедент, подтверждая российское гражданство детям без присутствия родителей. Всего из Ирака в три этапа вывезли 90 детей. Готовится к отправке еще одна группа из 30 человек. Тем временем приехавших детей осмотрели врачи.
«Среди прибывших детей примерно одна треть имеют признаки легких респираторных вирусных инфекций, у одного ребенка осложнение в виде отита, все остальные благополучны», – сообщил Андрей Фисенко, директор Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей.
Когда началась пресс-конференция, малыши уже уснули, и, может быть, впервые в жизни они легли спать в самые обыкновенные детские кроватки.