ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 1 февраля 2016 г. № 67/36
ОБ УСИЛЕНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОВ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОИЗВОДСТВЕ
СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 20.05.2019 № 349)
В целях обеспечения надлежащей организации надзора за исполнением органами предварительного расследования и медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Российской Федерации требований законов при назначении и производстве судебно-психиатрической экспертизы, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:
- Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при назначении органами предварительного расследования судебно-психиатрических экспертиз, а также при их производстве медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Российской Федерации.
1.2. В ходе реализации надзорных полномочий остро реагировать на случаи неознакомления следователем (дознавателем) с постановлением о назначении судебной экспертизы до начала ее производства лица, в отношении которого она назначена, а также его защитника и законного представителя, если имеются основания для их привлечения.
1.3. Проверяя соблюдение требований закона при назначении и проведении судебно-психиатрической экспертизы, учитывать, что до возбуждения уголовного дела данное экспертное исследование может быть назначено и произведено только с согласия лица либо его законного представителя.
При установлении фактов назначения и проведения принудительных экспертных исследований в ходе проверки сообщения о преступлении принимать меры прокурорского реагирования, добиваясь признания указанных действий (решений) незаконными.
Требуя устранения нарушения федерального законодательства, исходить из того, что статья 28 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», определяя круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, отсылает к процессуальному законодательству Российской Федерации и допускает производство данного экспертного исследования только в том случае, если в процессуальном законодательстве содержится прямое указание на такую возможность. Между тем статья 196 УПК РФ не содержит положений, позволяющих распространить ее требования на лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство при проверке сообщения о преступлении и не имеющих процессуального положения обвиняемого (подозреваемого) и потерпевшего.
1.4. Осуществляя надзор на стадии возбуждения уголовного дела, каждый факт назначения судебно-психиатрической экспертизы оценивать с позиции соблюдения прав лица на доступ к правосудию в разумный срок, который в соответствии с частью 3.1 статьи 6.1 УПК РФ исчисляется со дня подачи заявления, сообщения о преступлении.
При этом исходить из того, что выявление психического расстройства, лишающего возможности лицо, деяние которого составляет предмет проверки, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не относится к правовым основаниям, влияющим на принятие решения о наличии либо об отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Вопросы о вменяемости и применении принудительных мер медицинского характера согласно главе 51 УПК РФ разрешаются только в ходе производства по возбужденному уголовному делу.
Абзац 3 исключен Приказом Генпрокуратуры России от 20.05.2019 № 349.
1.5. В ходе организации прокурорского надзора особое внимание уделять соблюдению прав граждан, помещаемых в учреждения здравоохранения для проведения судебно-психиатрической экспертизы. В случае выявления незаконного содержания лица в указанных учреждениях незамедлительно принимать меры к его освобождению.
При проверке законности помещения обвиняемого (подозреваемого), не находящегося под стражей, в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы учитывать, что суд первой инстанции не вправе принимать окончательное решение по такому ходатайству следователя (дознавателя) без предоставления обвиняемому (подозреваемому) и (или) его защитнику, а также при наличии оснований для привлечения к участию в деле законному представителю возможности ознакомиться с ходатайством и изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу
1.6. При оценке обоснованности поручения производства судебно-психиатрических экспертиз конкретному учреждению (организации) либо эксперту иметь в виду, что в отношении лиц, не содержащихся под стражей, такие экспертизы проводятся судебно-психиатрическими экспертными медицинскими организациями и иными медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь в стационарных условиях, относящимися к государственной системе здравоохранения Российской Федерации.
Судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лиц, содержащихся под стражей, вправе осуществлять только те судебно-психиатрические экспертные медицинские организации государственной системы здравоохранения Российской Федерации, которые специально предназначены для содержания в них указанных лиц.
1.7. В ходе надзора за исполнением законов в данной сфере правоотношений учитывать, что Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает осуществление медицинской деятельности лишь при наличии лицензии (за исключением медицинских и других организаций, входящих в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Порядок выдачи лицензий медицинским организациям установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291. В перечне медицинских услуг, подлежащих лицензированию, в том числе указаны психиатрическое освидетельствование, психиатрия и психиатрия-наркология, поэтому судебно-психиатрические экспертизы вправе производить только медицинские организации, имеющие соответствующую лицензию.
1.8. При назначении и производстве судебной экспертизы для определения психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в случаях, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией, исходить из того, что статьей 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды медицинских экспертиз, которой проведение судебно-наркологических экспертиз не предусмотрено, в связи с чем состояние обвиняемых (подозреваемых) при наличии повода, обозначенного в пункте 3.2 статьи 196 УПК РФ, исследуется только в ходе судебно-психиатрической экспертизы.
1.9. Принимать во внимание, что при обжаловании в апелляционном порядке решения суда о помещении лиц для производства судебной экспертизы в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, его действие не приостанавливается[1]
1.10. Реализуя надзорные функции, добиваться соблюдения принципа независимости эксперта. В случае установления указанных в статье 70 УПК РФ обстоятельств, свидетельствующих о его заинтересованности в исходе дела, требовать отвода и исключать заключение экспертизы из числа доказательств путем признания его недопустимым.
При изучении материалов экспертного исследования также следует исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных норм, содержащихся в статьях 61, 62, 70 УПК РФ и статье 18 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в производстве судебной экспертизы не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал лицу медицинскую помощь.
Данное ограничение действует также при производстве судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица, в том числе посмертной.
- Настоящее указание опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
- Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. ЧАЙКА
Комментарий
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 1 февраля 2016 г. № 67/36 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований законов при назначении и производстве судебно-психиатрической экспертизы» приведено в новой редакции, поскольку Приказом Генпрокуратуры России от 20.05.2019 № 349 в него были внесены изменения.
- Исключен абзац 3 пункта, в котором говорилось:
«Вместе с тем заключение судебной экспертизы в отношении заявителя либо очевидца, назначенной при наличии сомнений в способности по своему психическому состоянию к правильному восприятию событий и их отражению, может служить важной гарантией обоснованности разрешения сообщения о преступлении в порядке статьи 145 УПК РФ».
Исключение данного абзаца следует оценить положительно, поскольку наличие у заявителя или очевидца психического расстройства, даже влияющего на способность к правильному восприятию событий, их запоминанию и воспроизведению, еще не означает, что сообщаемые этими лицами сведения не соответствуют действительности. Сообщаемое ими все равно требует проверки. Поэтому переоценка важности наличия у заявителя либо очевидца такого психического расстройства может привести к ошибкам и нарушению прав граждан (сведения, сообщаемые лицом, могут быть отвергнуты лишь на основании того, что у него имеется психическое расстройство, даже в случаях, когда эти сведения вполне достоверны).
- Изменена редакция пункта 1.9 Указания, посвященного вопросу об апелляционном обжаловании решения суда о помещении лиц для производства судебной экспертизы в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (стационарное отделение судебно-психиатрической экспертизы). Теперь жалоба, поданная на такое судебное решение, не приостанавливает его действие
[1] Правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 19.07.2016 N 1686-О по жалобе Голофаста Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 203, пунктом 11 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
(сноска введена Приказом Генпрокуратуры России от 20.05.2019 N 349)