Васильченко Алеся Сергеевна

08-10-2018 12:10:58

Васильченко Алеся Сергеевна

Научный сотрудник

Ученая степень: кандидат психологических наук

 

Образование: высшее по специальности «Клиническая психология», факультет «Юридическая психология» кафедра «Клиническая и судебная психология» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (2013). В 2020 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.04 «Медицинская психология» (психологические науки). Тема диссертационного исследования: «Нарушения психической регуляции поведения у лиц с опасным вождением автотранспортных средств». Научный руководитель: доктор психологических наук, доцент Булыгина В.Г. Место защиты: ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС России, г. Санкт-Петербург.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

2020 г. – удостоверение о повышении квалификации АНО ДПО «Московский институт Гештальта и Психодрамы» по программе «Введение в гештальт-консультирование и гештальт-терапию. Контакт с собой и другими». Объем – 100 ч.

2019 г. – свидетельство об обучении по английскому языку ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации» Центр изучения иностранных языков. Объем – 150 ак.ч.

2017 г. – удостоверение о повышении квалификации ЧОУ ДПО «Институт биологической обратной связи» по программе «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи (комплекс «БОС» коррекции психоэмоционального состояния). Объем – 72 ч.

2017 г. – диплом о профессиональной переподготовке ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России по специальности «Клиническая психология». Объем – 1296 ч.

2016 г. – удостоверение о повышении квалификации ФГБУ «ФМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России по программе «Медицинская и судебная психология». Объем – 144 ч.

2015 г. – диплом магистра по направлению «Психология» программе «Юридическая психология детей и подростков» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

2015 г. – сертификат ГБОУ ВПО МГППУ. Слушатель дисциплин модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии» по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Объем – 11 з. е. (396 ч.).

2012 г. – сертификат ГБОУ ВПО МГППУ. Семинар «Психотерапевтические методы в концепции гуманистической психодрамы». Ведущий – Ханс-Вернер Гессманн, профессор, директор Psychotherapeutischen Instituts Bergerhausen (Дуйсбург, Германия). Объем – 18 ч.

2011 г. – сертификат Школы антикризисного реагирования при Институте психологии и педагогики. Семинар «Посмертная судебно-психологическая экспертиза». Ведущий – В.А. Латинский, старший преподаватель Института психологии и педагогики. Объем – 4 акад. ч.

2010 г. – свидетельство ЦПМСС «Живые потоки». Семинар «Волонтерский «Телефон доверия» для детей и подростков». Ведущий – Г.Н. Будневич, психолог-методист ЦПМСС «Живые потоки». Объем – 36 ч.

Награды, премии, звания: 2013 г. – призер первого этапа конкурса «Педагогический дебют – 2013».

Научно-организационная работа:

В 2020 году принимала участие в тематической онлайн-встрече с родителями образовательных организаций с докладом, посвященным нормативным для каждого возрастного периода поведенческим характеристикам, особенностям регуляции поведения и реагирования в быстро меняющихся ситуациях, а также родительским установкам в отношении тактик общения с ребенком на тему безопасного поведения в дорожной среде.

В рамках «Недели безопасности дорожного движения» был представлен доклад на «Всероссийском родительском всеобучении по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» совместно с к.м.н., ученым секретарем ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России Шпорт С.В. на тему: «Закономерности психического развития детей и влияние родительских установок на формирование безопасного поведения в дорожной среде».

2012–2013 гг. в период работы в лаборатории Ювенальных технологий МГППУ принимала участие в организации проекта «Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий». Проект был реализован в рамках мероприятий «Год Германии в России 2012/13 года», также занималась научно-исследовательской работой по теме «Особенности смысловой саморегуляции у девиантных и делинквентных подростков».

Соавтор программ ДПО для командиров подразделений, военных психологов по вопросам психогигиены и психопрофилактики, методов коррекции функционального состояния сотрудников силовых структур; для психологов, преподавателей, мастеров производственного обучения вождению транспортных средств, посвященных изучению психологических и психофизиологических основ безопасного управления транспортным средством; для специалистов кадровых структур, по управлению персоналом – HR-менеджеров, в т.ч. учреждений здравоохранения по проблемам моделирования в личностно-профессиональной диагностике персонала. А также соавтор научно-практических пособий и информационных писем для руководителей автошкол, преподавателей автошкол, мастеров производственного обучения вождению, психологов, медицинских работников: «Оценка клинико-психологических факторов опасного вождения у различных категорий водителей» (методические рекомендации); «Алгоритм и методическое обеспечение определения риска опасного вождения у водителей различных категорий: Информационное письмо», «Методическое обеспечение работы психолога при решении вопроса о противопоказаниях к управлению автотранспортом: Информационное письмо».

Автор и соавтор более 40 публикаций.

Преподавательская деятельность:

2019 г. – принимала участие в образовательном интенсиве «Остров 10-22» для лидеров в сфере образования. В рамках программы мероприятий были проведены обучающие мастер-классы для внедрения наработанных результатов и проведения профилактики нервно-психического истощения, сокращения профессионального долголетия для сотрудников высших учебных заведений различных регионов РФ («Возрастная динамика высших психических функций»; «Развитие навыков принятия решений в стрессовых ситуациях»).

2019 г. – принимала участие в обучающем цикле для психологов в органах внутренних дел по программе «Прогноз и коррекция явлений психической и психологической дезадаптации». В рамках программы были проведены лекции и обучающие семинары по темам «Особенности и факторы социальной дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности», «Оценка риска принятия неверных решений в оперативной обстановке под влиянием стрессогенных факторов», «Прогноз поведенческих реакций у специалистов экстремального профиля в чрезвычайных ситуациях».

2014–2017 года – преподаватель кафедры Клинической и судебной психологии факультета Юридической психологии МГППУ (читаемые дисциплины: патопсихология, семинарские занятия; основы патопсихологии, семинарские занятия; методы патопсихологической диагностики, практические занятия; проективные методы в психологии, семинарские занятия; психология аномального развития личности подростка-правонарушителя, семинарские занятия; патопсихологическая супервизия; руководитель производственной клинико-диагностической практики; руководитель производственной патопсихологической практики).

Сфера научных интересов: клиническая психология, психогигиена труда, психология безопасности, психология саморегуляции, психология отклоняющегося поведения.

Основные публикации:

Статьи:

  1. Универсальные и специфические индивидуально-психологические факторы риска попадания в дорожно-транспортное происшествие у психически здоровых и лиц с психическими расстройствами» / А.С. Васильченко // Психология и право. 2019. Том 9. №2. С. 168-195. doi:10.17759/psylaw.2019090212
  2. Патопсихологические предикторы противопоказаний к управлению автотранспортом у лиц с психическими расстройствами / Д.С. Калинкин, С.В. Шпорт, А.С. Васильченко // Психология и право. 2017.№4. С. 20-31. doi:10.17759/psylaw.2017070403
  3. Вклад индивидуально-психологических и когнитивных особенностей в увеличение риска попадания в дорожно-транспортное происшествие (часть 1) / А.С. Васильченко // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. №8А. С. 168-178.
  4. Вклад индивидуально-психологических и когнитивных особенностей в увеличение риска попадания в дорожно-транспортное происшествие у психически здоровых и лиц с психическими расстройствами (часть 2) / А.С. Васильченко // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. №4А. С. 5-17.
  5. Клинико-психологические факторы высокорискового поведения и обеспечение безопасности дорожного движения / В.Г. Булыгина, А.С. Васильченко, Д.С. Калинкин, С.В. Шпорт // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2017. №4. С. 83-99.
  6. Медико-психологическая помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях / С.В. Шпорт, А.С. Васильченко // Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых и специалистов с международным участием «Никифоровские чтения – 2018: передовые медицинские технологии». Санкт-Петербург, 2018. – С. 156-157.
  7. Нейропсихологический профиль высших психических функций в период ранней и средней взрослости: адаптационный потенциал и профессиональная надежность. / М.М. Проничева, Д.А. Котельникова, А.С. Васильченко, Т.Н. Кабанова // Психическое здоровье. 2018. №5. С. 56-61.
  8. Возрастная специфика взаимосвязи ситуационного анализа и сенсорно-перцептивных функций у специалистов опасных профессий / В.Г. Булыгина, А.С. Васильченко // Экстремальная деятельность человека. 2018. №4 (50). С. 17-26.
  9. Возрастная динамика высших психических функций у сотрудников силовых структур / Д.А. Котельникова, М.М. Проничева, А.С. Васильченко // Психология и право. 2018. Т. 8. №2. С. 50-60.
  10. Особенности саморегуляции у специалистов экстремального профиля профессиональной деятельности / Т.Н. Кабанова, А.А. Дубинский, Е.А. Плешакова, А.С. Васильченко // Психология и право. 2017. Т. 7. №1. С. 89-105.
  11. Учет психофизиологических профилей при создании индивидуализированных программ обучения / М.Е. Ковалева, В.Г. Булыгина, А.С. Васильченко // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. №3 (78). С. 319-326.

Аналитический обзор:

  1. Прогноз и коррекция поведенческих реакций специалистов, работающих в экстремальных условиях Булыгина В.Г., Шпорт С.В., Сперанская О.И., Кабанова Т.Н., Лысенко Н.Е., Васильченко А.С., Ковалева М.Е., Дубинский А.А. Аналитический обзор – Москва, 2016.

Монография:

  1. Шпорт С.В., Булыгина В.Г., Васильченко А.С., Калинкин Д.С. Медико-психологическая профилактика дорожно-транспортных происшествий. – М., 2018. – 238 с.

Методические рекомендации:

  1. Оценка клинико-психологических факторов опасного вождения у различных категорий водителей / С.В. Шпорт, В.Г. Булыгина, А.С. Васильченко / Методические рекомендации. – М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России., 2019. – 19 с.
  2. Алгоритм и методическое обеспечение определения риска опасного вождения у водителей различных категорий: Информационное письмо / С.В. Шпорт, В.Г. Булыгина, А.С. Васильченко / Информационное письмо. – М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2019. – 7 с.
  3. Методическое обеспечение работы психолога при решении вопроса о противопоказаниях к управлению автотранспортом: Информационное письмо / В.Г. Булыгина, А.С. Васильченко, С.В. Шпорт / Информационное письмо. – М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2019. – 11 с.
  4. Медико-психологическое сопровождение участников дорожно-транспортных происшествий. / В.Г. Булыгина, С.В. Шпорт, А.С. Васильченко, А.А. Дубинский, М.М. Проничева / Методические рекомендации. – М.: ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России., 2017. – 22 с.
  5. Программы психологических и психофизиологических тренингов по развитию самоконтроля. / В.Г. Булыгина, Т.Н. Кабанова, М.Е. Ковалева, А.С. Васильченко, М.М. Проничева, Д.А. Котельникова / Учебное пособие. – М.: ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России., 2017. – 117 с.

Учебные пособия:

  1. Программы психологических и психофизиологических тренингов по развитию самоконтроля. Учебное пособие ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России. − М.: ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского», − 2017. – 70 с. (Авторы: Булыгина В.Г., Кабанова Т.Н., Ковалева М.Е., А.С., Проничева М.М., Котельникова Д.А.).

Учебные программы:

  1. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по теме: «Психологические и психофизиологические основы деятельности водителя»: учебно-методическое пособие / Булыгина В.Г., Бурцев А.А., Васильченко А.С., Калинкин Д.С., Ковалева М.Е., Лысенко Н.Е., Шпорт С.В. / Учебно-методическое пособие. − ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России. − М.: ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского», 2017. – 53 с.
  2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по теме: «Клинико-психологические аспекты безопасного дорожного движения в системе подготовки преподавателей автошкол и водителей автотранспортных средств»: учебно-методическое пособие / Булыгина В.Г., Шпорт С.В., Васильченко А.С., Калинкин Д.С. / Учебно-методическое пособие. − ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России. − М.: ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского», 2017. – 44 с.
  3. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по теме: «Проведение тренингов по развитию навыков самоконтроля (36 часов). Для военных психологов»: учебно-методическое пособие / В.Г. Булыгина, С.В. Шпорт, Т.Н. Кабанова, М.Е. Ковалева, А.С. Васильченко, М.М. Проничева / Учебно-методическое пособие. − ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России. − М.: ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского», 2018. – 36 с. 

Сведения о публикационной активности:

публикации в РИНЦ: https://elibrary.ru/author_items.asp

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4942-7975

Репозиторий Psyjournals.ru: http://psyjournals.ru/authors/82951.shtml