Профилактика асоциального поведения детей и подростков: семья, школа, общество

16 октября 2019 года в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей  Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) состоялся круглый стол на тему «Профилактика асоциального поведения детей и подростков: семья, школа, общество».

В нем приняли участие: Т.В. Плетнева, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей; В.В. Жириновский, руководитель Фракции политической партии ЛДПР; О.В. Окунева, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей; Н.В. Говорин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья и многие другие.

В обсуждении проблемы принял участие главный внештатный детский специалист-психиатр Министерства здравоохранения Российской Федерации, заместитель генерального директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России Е.В. Макушкин.

Были внесены предложения по системной межведомственной работе, необходимости внесения уточнений в законодательство Российской Федерации.

Федеральному агентству новостей (Riafan.ru) дано интервью:

«Главный внештатный детский специалист-психиатр Минздрава России назвал самых важных специалистов в борьбе со школьным насилием».

В работе с детьми и подростками, ведущими себя асоциально, не стоит применять ремень. Такое мнение озвучил главный внештатный детский специалист-психиатр Минздрава России Евгений Макушкин.

Проблема насилия среди школьников является одной из наиболее актуальных в современном мире. В СМИ регулярно сообщается о травле подростков их сверстниками. Так, например, широкое обсуждение получила история, произошедшая в московской школе, где восьмиклассника опустили головой в унитаз. Несколько дней назад стало известно об избиении четвероклассника в Екатеринбурге.

О том, кто виноват, что дети становятся агрессивными, и как с этим бороться, в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей рассказал заместитель генерального директора по научной работе ФГБУ «НМИЦ ПН им. Сербского».

— Евгений Вадимович, если мы говорим об истоках проблемы — почему дети начинают себя вести асоциально?

— Это очень сложный вопрос. Причиной может стать и окружение — сверстники, и неблагополучная семья, и нарушения, связанные с особенностями взросления, психологии подростка, иногда даже с психическим расстройством.

— Как же решать эту проблему? Кто должен действовать?

— Я считаю, что должна быть организована системная работа. Когда ведомства работают изолированно, они не понимают проблем друг друга. Необходим современный подход, охватывающий деятельность педагогов, психологов и органов правопорядка и здравоохранения.

— Что вы имеете в виду? О каком охвате идет речь?

— Надо прорабатывать вопрос о том, как могут психологи или педагоги обращаться к тем же правоохранителям. В некоторых случаях, чтобы не было тяжелых криминалов, суицидов, конечно, должны быть информированы и органы здравоохранения, и органы правопорядка. Это международный опыт. Такие шаги необходимо сделать и нам — организовать комплексную межведомственную работу.

Главный психиатр России назвал самых важных специалистов в борьбе со школьным насилием

— Работа должна начинаться с профилактики, верно?

— Да, профилактика — это первый этап. Необходимо понимание проблем ребенка, [их изучение] через его окружение, через микросоциум, через его семью. Лучше всего это, конечно, делают психологи и педагоги, система образования.

— То есть основная работа должна вестись через систему образования?

— Да, поэтому важна подготовка кадров. Например, наш институт всегда работает на профилактику и предлагает разные образовательные программы. В настоящее время наши психологи под руководством профессора Зураба Кекелидзе разработали целый курс учебников по психологии для того, чтобы они были интегрированы в систему образования, чтобы сами дети могли узнать специфику психологии поведения. Предлагается к обсуждению необходимость даже самому ребенку ориентироваться в психологии своего взросления. Таким образом, это и внешняя, и внутренняя программы.

— Есть мнение, что возникновение проблем с поведением детей — это вина школьных психологов. Так ли это?

— Мы не хотим никого обвинять. Мы считаем, что бывают вопросы либо недовыявления, либо отсутствия системной профилактики.

Главный психиатр России назвал самых важных специалистов в борьбе со школьным насилием

vk.com / группа «ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Лен. области» «ВКонтакте»

— Бывают случаи, когда виновников тех или иных инцидентов не наказывают. Как вы считаете, правилен ли такой подход?

— Мы не сторонники наказания школьников.

— Как тогда работать с детьми, которые уже совершили тот или иной проступок? Могут ли, например, родители применять ремень?

— Я бы не рекомендовал таких жестких мер. Беседы, конечно, должны вестись — и профилактические, и коррекционные. Кроме того, на мой взгляд, если б правильный подход нашли педагоги, то они бы сняли внутреннее напряжение и выяснили проблему.

— Но первым заметить проблему должен все же школьный психолог?

— Да, по первичной профилактике. Психолог — это серьезный помощник педагога, и за ним остается главная роль в решении проблемы.

https://riafan.ru/1220168-glavnyi-psikhiatr-rossii-nazval-samykh-vazhnykh-specialistov-v-borbe-so-shkolnym-nasiliem